Вышневолоцкая  водная   система

«Первый, которому на мысль пришло, уподобиться природе в ее благодеяниях и сделать реку рукодельную, дабы все концы единые области в вящее привести сообщение, достоин памятника для дальнейшего потомства».

А.Н.Радищев

Вышневолоцкий  водный  путь был известен с глубокой древности, с эпохи мезолита. Он соединял два моря: Балтийское и Каспийское посредством волока между реками Тверцой, притоком Волги, и Цной, несущей свои воды в Балтику. На месте древнего волока возникло селение, принадлежащее Великому Новгороду, получившее позднее название Вышний  Волочек . Особенно этот  водный  путь был востребован новгородскими купцами, закупавшими хлеб в Поволжье. Это иллюстрирует карта в начале экспозиции.

«Петровский зал»

Петр Первый, начиная свои грандиозные преобразования, строительство новой столицы, одновременно воюя со шведами в Северной войне (1700-1721), задумал сделать Вышневолоцкий  водный  путь по-настоящему судоходным. 12 января 1703 года он подписал указ о соединении «перекопью» Тверцы и Цны.

Началось сооружение первого в России судоходного канала. В Вышний  Волочек  приехало пятеро голландских мастеров во главе с Адрианом Гаутером. Строительство возглавили петровские стольники князья Матвей и Василий Гагарины. Канал первоначально называли «гагаринским». Одновременно работало до 10 тысяч крепостных крестьян, со своими подводами, лопатами. Длина канала, сейчас Старотверецкого, 2811 метров, его ширина- 15, а глубина - 4 метра. Работы продолжались пять лет. Весной 1709г. с высокой водой прошли успешные испытания. Голландцев щедро вознаградили и отправили на родину. Через канал в сторону Петербурга пошли караваны с хлебом, пенькой, металлом, строительными материалами и т.д. Свидетелями той эпохи являются корабельные пушки, ядра, якоря, багры, найденные на дне каналов, парадное офицерское оружие, путевые журналы Петра Первого, памятные медали Северной войны, уникальная книга историка И.И. Голикова «Деяния Петра Великого».

Но голландцы, строившие у себя на родине каналы, связанные с морем, не учли особенностей нашей местности. Летом озера и реки мелели, канал обезвоживался, а в Петербурге наступали «голод и мор великий».

Исправлять ситуацию, совершенствовать  водный  путь пришлось новгородскому купцу М.И. Сердюкову (1678-1754), одному из «птенцов гнезда петрова».

 «Сердюковский зал»

Это человек с удивительной судьбой. Настоящее имя Бароно Имегенов сын, родом с Забайкалья. Монаршей милостью приписан к новгородскому купечеству.   Во время работы голландцев поставлял на стройку хлеб.

В экспозиции живописный портрет Сердюкова, его докладная записка на имя государя с предложениями по усовершенствованию  водного  пути, книга «О способах, творящих водохождение рек свободное» (1710), подаренная гидростроителю Петром Первым, карта, составленная сыном Сердюкова Иваном, потрет дочери Елены, в замужестве Храповицкой, интерьер дома и т.д. На плане 1749г. можно проследить, как проходили суда через Вышний  Волочек . Макет шлюза дает представление о работе шлюзных ворот.

Треть века посвятил гениальный гидротехник- самоучка Вышневолоцкой  водной   системе . Шлюзы, бейшлоты, Цнинский канал, выпрямивший русло реки Цны, наконец, водохранилище, сделавшее прохождение судов беспрепятственным весь период навигации – все это результат его деяний. «Ум часто пробуждается воспитанием, но гений бывает врожденным»,- такую оценку Сердюкову дал французский посланник екатерининской поры граф Л.Ф.Сегюр.

«Екатерининский зал»

При Екатерине Второй  водная   система  перешла в ведение государства. В экспозиции именной указ Сенату от 28 мая 1770г. об учреждении города, портрет новгородского губернатора графа Я.Е.Сиверса, карта Тверского наместничества - свидетельство образования   Вышневолоцкого уезда, герб вышнего  Волочка , утвержденный императрицей в 1772г. Представлена приходно – расходная книга городского магистрата за 1783г., сургучный оттиск печати, фрагмент списка первых горожан, деньги, бытовые вещи и др..

В начале июня 1785г. государыня приезжала в Вышний  Волочек  с инспекционной поездкой. Об этом свидетельствует макет «екатерининской» барки, акварели художника М.М. Иванова, сделавшего зарисовки мест остановок императрицы, порет А.В.Храповицкого, внука Сердюкова, статс-секретаря Екатерины Второй.  В интерьере конторы водяных коммуникаций мебель, сейф-сундук 18 века, макет черной смоляной лодки-«вышневолодки», схемы гидросооружений.

«Последние два века»

В период расцвета  водной   системы  через Вышний  Волочек  проходило до 5,5 -6 тысяч судов в год. Это были караваны плоскодонных судов. Иллюстрации событий – макет ржаной барки, документы лоцмана, виды старого города.

Реконструкция гидросооружений проходила в 1790-х, затем в 1820-30-е гг. Площадь водохранилища увеличилась в 10 раз и составила 60 квадратных верст. Почти полтора века наш  водный  путь был главной  транспортной артерией России..

Со строительством Мариинской и Тихвинской водных  систем  (1810, 1811гг) и Николаевской железной дороги (1851г.) Вышневолоцкая  водная   система  перестала использоваться как транзитный путь, в основном играя роль в местном судоходстве, а также для лесосплава. Представлены карты, схемы.

В советское время резервуар водохранилища продолжал играть важную роль в судоходстве по Верхней Волге. А с постройкой Верхневолжских ГЭС в 1937-42гг. была проведена еще одна реконструкция  водной   системы  (1944-47гг) - прорыт Ново - Тверецкий канал, площадь водохранилища увеличилась до 109 кв.км. Эта  система  питает большую Волгу, а из Волги по каналу им. Москвы течет в столицу, составляя в ее общем  водном  балансе от 8 до 11%

Представляет интерес независимое мнение французского инженера – гидротехника Дестрема: «Из всех судоходных  систем  России, наиболее замечательных как по значительному перевозу грузов, так и по удивительному расположению вод, без сомнения занимает первое место Вышневолоцкая  система».